Методические рекомендации по принятию в исполнительных органах государственной власти Томской области мер по выявлению, предотвращению и урегулированию конфликта интересов

Методические рекомендации

по принятию в исполнительных органах государственной власти Томской области

мер по выявлению, предотвращению и урегулированию конфликта интересов

 

Настоящие методические рекомендации разработаны в рамках исполнения Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, состоявшегося 26.01.2016, в целях формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике коррупции в исполнительных органах государственной власти Томской области путем надлежащего исполнения лицами, замещающими государственные должности Томской области, государственными гражданскими служащими Томской области (далее – лица, замещающие должности) обязанности по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а также эффективных действий представителя нанимателя (работодателя), должностных лиц кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в целях выявления фактов, содержащих признаки конфликта интересов (в том числе в случаях скрытой аффилированности), предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Нормативные определения понятий «личная заинтересованность», «конфликт интересов» даны в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (статья 10).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, замещающее вышеуказанную должность, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

  • Имущественные отношения – это отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением движимым и недвижимым имуществом. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги (в наличной и безналичной форме), признаются движимым имуществом.
  • Корпоративные отношения - отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими. Корпоративными юридическими лицами (корпорациями) являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. К корпоративным относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.
  • Иными близкими отношениями следует считать отношения с лицами, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги лицу, замещающему должность, в силу сложившихся личных отношений, например, сожители, друзья, бывшие деловые партнеры и т.п.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

 

 

 

 

 

Необходимо учитывать, что конфликт интересов может быть связан с наличием скрытой аффилированности, под которой, исходя из статьи 53.2 Гражданского Кодекса Российской Федерации, следует понимать наличие между лицами отношений скрытой связанности (так называемых «скрытых связей»), когда наличие имущественных, корпоративных, близких отношений между лицами является неочевидным, может скрываться путем использования схем с участием третьих лиц, не подтверждаться наличием каких-либо документов.

 

 

Основополагающим признаком аффилированности является наличие отношений зависимости между лицами, при которой у одного юридического или физического лица возникает возможность оказывать влияние на деятельность другого юридического или физического лица.

Наиболее распространенные формы взаимной зависимости лиц связаны с наличием родственных и имущественных отношений.

Также возможно возникновение корпоративных или договорных отношений между лицами (или внутри группы лиц), например, когда одно или несколько юридических лиц получают возможность на основании участия в уставном капитале или договора влиять на решения, принимаемые другим юридическим лицом (лицами).

Зависимость между юридическими лицами (ЮЛ) может иметь место, например, в следующих случаях:

- в случае с основным хозяйственным обществом и дочерним хозяйственным обществом (для справки: хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом);

- в случае, если единоличный исполнительный орган одного ЮЛ назначен или избран по предложению другого ЮЛ;

- в случае с ЮЛ, учредителем которых является одно физическое лицо;

- в случае, когда ЮЛ являются участниками одной финансово-промышленной группы и т.п.

Аффилированность между юридическим лицом (ЮЛ) и физическим лицом (ФЛ) имеет место в следующих случаях:

- ФЛ является учредителем ЮЛ;

- ФЛ является единоличным исполнительным органом ЮЛ, членом коллегиального исполнительного органа ЮЛ,  наблюдательного совета, совета директоров и (или) в силу своего должностного положения имеет право давать обязательные для исполнения ЮЛ указания, имеет возможность иным образом определять его действия и т.д.

Физические лица (ФЛ) признаются взаимозависимыми если:

- два и более ФЛ являются учредителями одного юридического лица;

- ФЛ состоят в брачных отношениях (супруги);

- ФЛ состоят в отношениях родства (родители, усыновители, дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры) и  т.д.

Оценка наличия указанных связей между физическими и юридическими лицами необходима при определении возможности возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов осуществляются в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьей 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с участием лица, замещающего должность.

 

Цель предотвращения конфликта интересов – недопущение причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

При исполнении своих должностных (служебных) обязанностей (осуществлении полномочий) лицу, замещающему должность, необходимо:

- уметь оценивать ситуацию, в которой оказалось лицо, замещающее должность, при исполнении своих должностных (служебных) обязанностей, на наличие личной заинтересованности, которая приводит к конфликту интересов или содержит возможность возникновения конфликта интересов;

- сообщать представителю нанимателя (работодателя) о любой личной заинтересованности, которая приводит к реальному или потенциальному конфликту интересов, как только лицу, замещающему должность, становится о ней известно;

- самостоятельно принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

- выполнять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, избранные представителем нанимателя (работодателя) или согласованные с ним.

 

1. Оценка ситуаций, возникающих при исполнении должностных (служебных) обязанностей (осуществлении полномочий)

 

Лицо, замещающее должность, в ходе исполнения должностных и служебных  обязанностей (осуществления полномочий) должно оценивать ситуации на наличие у него личной заинтересованности, приводящей к конфликту интересов (реальному или потенциальному), которая не позволяет ему надлежащим образом исполнить свои должностные обязанности.

 

 

 

 

 

В случае возникновения у лица, замещающего должность, сложностей в оценке ситуации на предмет наличия личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, лицо, замещающее должность, вправе обратиться в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

 

 

Под определение «конфликт интересов» попадает множество отдельных ситуаций, в которых лицо, замещающее должность, может оказаться в процессе исполнения должностных (служебных) обязанностей (осуществления полномочий). Учитывая их разнообразие, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным, в связи с чем Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлен и размещен в открытом доступе Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования (Обзор размещен на официальном сайте Минтруда России http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/antikorr/2/2).

Указанным Обзором, а также Обзором практики по рассмотрению в 2012-2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, следует руководствоваться при оценке ситуации, возникшей у лица, замещающего должность.

Мониторинг судебной практики рассмотрения гражданских дел по спорам, возникающим в связи с применением к лицам, замещающим должности, дисциплинарных взысканий в случае несоблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в части предотвращения и урегулирования конфликта интересов в 2014 - 2015 годах и первом полугодии 2016 года показывает, что наиболее часто встречающимися случаями конфликта интересов являются:

- заключение контрактов на поставку товаров, оказание работ (услуг) с  юридическими лицами, учредителями которых являются родственники лица, замещающего должность;

- получение лицом, замещающим должность, его родственником от подконтрольного/поднадзорного лица имущества в дар или пользование;

- участие лица, замещающего должность, в заседании комиссии при рассмотрении вопроса получения материальных благ его родственником;

- издание лицом, замещающим должность, распорядительных документов по распределению материальных благ в пользу его родственника;

- выполнение лицом, замещающим должность, функций представителя нанимателя (работодателя) в отношении его родственника, также находящегося в непосредственном подчинении лица, замещающего должность;

- ведение предпринимательской деятельности родственником лица, замещающего  должность, в подконтрольной такому лицу сфере;

- осуществление иной оплачиваемой работы лицом, замещающим должность, в организации, осуществляющей деятельность в поднадзорной ему сфере, и т.п.

Учитывая, что конфликт интересов является оценочной категорией, можно выделить несколько признаков, выявление которых поможет определить наличие конфликта интересов или возможность его возникновения. К ним, в частности, можно отнести следующие:

а)    наличие у лица, замещающего должность, возможности повлиять на деятельность лица (физического, должностного, юридического) или конкретную ситуацию, в которой оказалось лицо (физическое, должностное, юридическое);

б)   наличие у лица, замещающего должность, возможности необоснованно получить материальные и нематериальные блага, доходы, выгоды, преимущества для себя или для иных лиц, состоящих с ним в близком родстве или свойстве, связанных имущественными, корпоративными, иными близкими отношениями;

в) наличие или возможность возникновения противоречий между личной заинтересованностью лица, замещающего должность, и законными интересами других участников общественных отношений (граждан, организаций, государства);

г)  возможность причинения вреда законным интересам других участников общественных отношений (граждан, организаций, государства).

 

2. Уведомление о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов

 

Лицо, замещающее должность, при наличии у него личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязано уведомить представителя нанимателя (работодателя) в сроки и в порядке, определенные представителем нанимателя (работодателя) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

  • В Администрации Томской области Порядок сообщения лицами, замещающими государственные должности Томской области, назначение на которые осуществляет Губернатор Томской области, должности государственной гражданской службы Томской области в Администрации Томской области и должности руководителей исполнительных органов государственной власти Томской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, определен Постановлением Губернатора Томской области от 04.12.2015 № 145 (далее – Постановление 145).

Правовые акты, устанавливающие аналогичные порядки сообщения о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, приняты во всех исполнительных органах государственной власти Томской области.

При поступлении на государственную гражданскую службу Томской области, замещении государственной должности Томской области лицо, замещающее должность, должно быть ознакомлено под роспись с правовым актом, регламентирующим порядок уведомления о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к возникновению конфликта интересов, кадровой службой государственного органа.

Уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее - уведомление), подается лицом, замещающим должность, на имя представителя нанимателя (работодателя) не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда ему стало известно о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Уведомление представляется лицом, замещающим должность, в письменной форме лично или по почте в уполномоченное правовым актом государственного органа на прием такого уведомления структурное подразделение (уполномоченному должностному лицу) государственного органа и должно содержать сведения, необходимые для его рассмотрения (с приложением имеющихся подтверждающих документов). Уведомление подлежит регистрации в журнале регистрации уведомлений о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов в день представления уведомления.

  • В Администрации Томской области форма уведомления утверждена Постановлением №145 и размещена на официальном интернет-портале Администрации Томской области http://tomsk.gov.ru/ в подразделе «Нормативно-правовые акты» раздела «Противодействие коррупции».

При получении от лица, замещающего должность, уведомления представитель нанимателя (работодателя) может рассмотреть уведомление самостоятельно или принять решение о направлении такого уведомления, поступившего от лица, замещающего государственную должность Томской области, - в Комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Томской области, а уведомления, поступившего от государственного гражданского служащего Томской области, - в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Уведомление, по которому принято решение о направлении в соответствующую комиссию, может направляться представителем нанимателя (работодателя) в подразделение кадровой службы или должностному лицу кадровой службы, ответственному за ведение работы по профилактике коррупционных и иных нарушений (далее - подразделение), для осуществления его предварительного рассмотрения.

Подразделением в ходе предварительного рассмотрения поступившего уведомления у лица, замещающего должность, берутся пояснения по обстоятельствам, изложенным в уведомлении. При необходимости в установленном порядке направляются запросы в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации. По результатам предварительного рассмотрения подготавливается мотивированное заключение.

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Томской области, по результатам рассмотрения уведомления с приложением к нему материалов и мотивированного заключения принимает одно из решений, предусмотренных положением о данной комиссии.

  • Так, согласно Положению о Комиссии Администрации Томской области по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Томской области, проходящих службу в Администрации Томской области либо являющихся руководителями исполнительных органов государственной власти Томской области, и урегулированию конфликта интересов (утверждено Постановлением Администрации Томской области от 16.09.2010 № 180а) по итогам рассмотрения уведомления гражданского служащего о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, Комиссия принимает одно из следующих решений:

1) признать, что при исполнении гражданским служащим должностных обязанностей конфликт интересов отсутствует;

2) признать, что при исполнении гражданским служащим должностных обязанностей личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов. В этом случае Комиссия рекомендует гражданскому служащему и (или) Губернатору Томской области либо уполномоченному им лицу принять меры по урегулированию конфликта интересов или по недопущению его возникновения;

3) признать, что гражданский служащий не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае Комиссия рекомендует Губернатору Томской области либо уполномоченному им лицу применить к гражданскому служащему конкретную меру ответственности.

По результатам рассмотрения уведомления представителем нанимателя (работодателя) без направления в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов им принимается одно из следующих решений:

1) признать, что при исполнении должностных обязанностей лицом, направившим уведомление, конфликт интересов отсутствует;

2) признать, что при исполнении должностных обязанностей лицом, направившим уведомление, личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов;

3) признать, что лицом, направившим уведомление, не соблюдались требования об урегулировании конфликта интересов.

В случае принятия решения о наличии или возможности возникновения конфликта интересов представитель нанимателя (работодателя) принимает меры или обеспечивает принятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов либо рекомендует лицу, направившему уведомление, принять такие меры.

 

 

 

 

 

 

 

При этом важно помнить, что направление уведомления лицом, замещающим должность, а также принятие такого уведомления представителем нанимателя (работодателя) и направление в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов не освобождает указанных лиц от принятия (при необходимости) одновременно и мер по недопущению или урегулированию конфликта интересов в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О противодействии коррупции», и не снимает с них ответственности за несвоевременное принятие таких мер в целях снижения вероятности возникновения конфликта интересов либо снижения рисков причинения вреда.

 

 

В случае принятия решения о несоблюдении лицом, замещающим должность, требований об урегулировании конфликта интересов и совершении коррупционного правонарушения, на представителе нанимателя (работодателя) лежит обязанность применения в соответствии с действующим законодательством мер ответственности во всех случаях совершения коррупционных правонарушений лицом, замещающим должность.

Виды взысканий за несоблюдение государственными гражданскими служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, основания увольнения в связи с утратой доверия, а также порядок применения взысканий установлены в статьях 59.1 - 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ).

Положения статьи 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ не предусматривают применение взысканий без назначения проверки, проводимой подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

В связи с чем, в случае принятия по результатам рассмотрения уведомления комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов решения о несоблюдении государственным служащим требований об урегулировании конфликта интересов, комиссия рекомендует руководителю государственного органа применить к государственному служащему конкретную меру ответственности. И в целях соблюдения порядка применения взыскания за совершение коррупционного правонарушения, установленного статьей 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ, руководитель при поступлении к нему указанной рекомендации назначает проверку, предусмотренную указанной статьей.

  • В Администрации Томской области порядок проведения указанной проверки установлен Постановлением Администрации Томской области от 13.01.2010 № 4а «Об утверждении Положения о порядке осуществления проверки достоверности и полноты сведений, представляемых государственными гражданскими служащими Томской области, занимающими должности в исполнительных органах государственной власти Томской области, гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Томской области в исполнительных органах государственной власти Томской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Томской области, занимающими должности в исполнительных органах государственной власти Томской области, требований к служебному поведению».

Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах вышеуказанной проверки.

Порядок проведения проверки соблюдения лицами, замещающими государственные должности Томской области, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов уставлен Приложением 2 «Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представленных лицами, претендующими на замещение государственных должностей Томской области, и лицами, замещающими указанные должности, и соблюдения ограничений, запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности Томской области» к Закону Томской области от 19.06.2006 № 125-ОЗ «О правовом статусе лиц, замещающих государственные должности Томской области» и аналогичен ранее описанному. Однако, применение к лицу, замещающему государственную должность Томской области, мер юридической ответственности осуществляется согласно части 5 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», части 7.1) статьи 81 Трудового Кодекса Российской Федерации путем расторжения трудового договора, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

 

3. Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, принимаемые лицом, замещающим должность

 

Помимо направления в адрес представителя нанимателя (работодателя)  уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, лицо, замещающее должность, должно предпринять конкретные меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов определяются лицом, замещающим должность, самостоятельно, исходя из конкретной ситуации. Перечень основных мер приведен в статье 11 Федерального закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», но не является исчерпывающим. Лицо, замещающее должность, вправе прибегнуть как к предусмотренным действующим законодательством способам предотвращения или урегулирования конфликта интересов, так и к иным мерам, доступным, необходимым и достаточным для предотвращения или устранения конфликта интересов в конкретном случае. При этом действия лица, замещающего должность, по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не должны противоречить действующему законодательству.

Такими мерами могут быть:

- самоотвод лица, замещающего должность, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (В настоящий момент положения о самоотводе предусмотрены в статье 19 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в частности для лиц, замещающих должности секретарей судебного заседания, статье 29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности для должностных лиц, рассматривающих дела об административных  правонарушениях. Как частный случай самоотвода можно рассмотреть действия членов конкурсных, аттестационных комиссий и т.п., когда при возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности члена комиссии, которая может привести к конфликту интересов при рассмотрении вопроса, включенного в повестку дня заседания комиссии, он обязан до начала заседания заявить об этом. В таком случае соответствующий член комиссии не принимает участия в рассмотрении указанного вопроса).

- отказ от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (в настоящее время механизм реализации указанной меры отсутствует);

- передача ценных бумаг в доверительное управление, либо их отчуждение в собственность третьих лиц;

- отказ от выполнения иной оплачиваемой работы;

- отказ от получения работ/услуг у лиц, в отношении которых лицо, замещающее должность, выполняет отдельные функции государственного управления/контрольно-надзорные полномочия и т.п.;

- отказ от принятия управленческого решения/реализации контрольно-надзорных полномочий и т.п. в отношении лица (физического, должностного, юридического), состоящего с ним в близком родстве или свойстве, имущественных, корпоративных или иных близких отношениях;

- отказ от распространения служебной информации;

- переход на иную должность либо увольнение с должности, когда исполнение обязанностей по ней связано с постоянным возникновением ситуации конфликта интересов и т.п.

Непринятие лицом, замещающим должность, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в связи с утратой доверия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Расторжение служебного контракта и увольнение государственного гражданского служащего с гражданской службы в связи с утратой доверия осуществляются в порядке, установленном статьями 59.2., 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ

Согласно части 8 статьи 2 Закона Томской области от 19.06.2006 № 125-ОЗ «О правовом статусе лиц, замещающих государственные должности Томской области» прекращение трудового договора с лицом, замещающим государственную должность, и его увольнение (освобождение от должности) в связи с утратой доверия осуществляются в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации, для случаев расторжения трудового договора, предусмотренных пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

 

 

4. Действия представителя нанимателя (работодателя), должностных лиц кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, по выявлению, предотвращению и урегулированию конфликта интересов

 

Действующее законодательство налагает обязанность по выявлению, предотвращению и урегулированию конфликта интересов не только на лицо, замещающее должность, но и на представителя нанимателя (работодателя) указанного лица.

Большое значение в целях профилактики и предотвращения ситуации конфликта интересов имеет совокупность действий, предпринимаемых представителем нанимателя (работодателя), а также должностными лицами кадровых служб, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений. К числу таких мер относятся:

- определение порядка уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

- ознакомление лица, поступающего на должность, с документами, регламентирующими его служебную деятельность, в том числе с документами в сфере противодействия коррупции;

- проведение разъяснительной работы по вопросам действующих нормативных правовых актов, регламентирующих сферу урегулирования конфликта интересов, методических материалов в данной сфере;

- организация обучения по вопросам противодействия коррупции лиц, вновь принятых на должности;

- отсутствие формального подхода к рассмотрению поступающих уведомлений лиц, замещающих должности, в том числе рассмотрение и исследование возможности наличия между лицами отношений скрытой аффилированности (например, в случае осуществления лицом, замещающим должность, отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем которой является супруг дочери лица, замещающего должность), путем получения пояснений, дополнительных документов и сведений и т.п.;

- организация процедуры рассмотрения (в том числе предварительного) уведомлений о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, с учетом специфики реализуемых государственным органом полномочий и функций.

Основными источниками получения представителем нанимателя (работодателя) информации о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов являются описанное выше уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, поступившее от лица, замещающего должность, и информация от правоохранительных органов.

Также источниками информации о возможном несоблюдении требований к предотвращению или урегулированию конфликта интересов могут являться:

  • справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицом, замещающим должность;
  • иные сведения, представленные лицом, при замещении должности;
  • заявления и жалобы граждан и организаций на неправомерные действия лица, замещающего должность, том числе анонимные;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обращаем Ваше внимание, что сами по себе анонимные жалобы не являются основанием для назначения проверки в порядке статьи 59.3 Федерального закона       № 79-ФЗ

В случае получения анонимных жалоб на неправомерные действия лица, замещающего должность, необходима организация контроля за исполнением им должностных и служебных обязанностей, осуществляемого его непосредственным руководителем.

Установление в ходе такого контроля неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом, замещающим должность, должностных и/или служебных обязанностей является основанием проведения служебной проверки. Проверка в отношении государственных гражданских служащих Томской области проводится в порядке статей 57-59 Федерального закона № 79-ФЗ, в отношении лиц, замещающих государственные должности Томской области, - в порядке статей 192-193 Трудового кодекса Российской Федерации.

Проверка, предусмотренная статьей 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ, назначается только в случае установления в ходе служебной проверки мотива неисполнения должностных и/или служебных обязанностей, связанного с личной заинтересованностью лица, замещающего должность, которая приводит или может привести к возникновению конфликта интересов

 

 

  • материалы, поступившие от иных государственных органов, общественных организаций и т.п.;
  • публикаций в средствах массовой информации;
  • результаты служебных проверок и т.п.

При получении информации о возможном несоблюдении требований к предотвращению или урегулированию конфликта интересов из указанных источников необходимо назначение проверки, проводимой подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

В случае выявления конфликта интересов или возможности его возникновения по результатам рассмотрения информации из указанных источников  представитель нанимателя (работодателя) обеспечивает принятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов представителем нанимателя (работодателя) может заключаться в принятии следующих мер:

- изменение должностного или служебного положения лица, замещающего должность и являющегося стороной конфликта интересов;

- отстранение лица, замещающего должность, от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке;

- выведение лица, замещающего должность, из состава членов комиссий, советов, рабочих групп, иных коллегиальных органов, принимающих решения по вопросам, связанным с возникающим конфликтом интересов;

- ограничение доступа лица, замещающего должность, к служебной информации;

- усиление контроля за исполнением лицом, замещающим должность, должностных (служебных) обязанностей;

- установление коллегиального порядка принятия решений по вопросам, с которыми связан конфликт интересов и т.п.

Объем указанных мер определяется представителем нанимателя (работодателя) для каждой ситуации индивидуально с учетом обстоятельств ее возникновения. 

Непринятие представителем нанимателя (работодателя), в случае, если ему стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение (освобождение от должности) представителя нанимателя (работодателя) в связи с утратой доверия.

В случае выявления по результатам рассмотрения информации из указанных источников фактов несоблюдения лицом, замещающим должность, требований об урегулировании конфликта интересов и совершении коррупционного правонарушения, к нему применяется взыскание в порядке, описанном в разделе 2 настоящих Методических рекомендаций.